Добавить в закладки

Николай Семенович Самокиш

  рисунок Самокиша
Травля зайца

В истории русского искусства было немало талантливых мастеров-анималистов, великолепно изображавших зверей и домашних животных, изучивших их движения, повадки, характеры; на протяжении одного лишь прошлого столетия блистали имена Орловского, Сверчкова, Петра Соколова, Ковалевского, Степанова... С особенным совершенством «владели» они конем и собакой; эти художники так внимательно изучили их в жизни, что знали, как говорится, наизусть и, свободно импровизируя, изображали в рисунках и картинах своих любимых «героев» в любом движении и состоянии.
Последним из этих «могикан» девятнадцатого века был художник Николай Семенович Самокиш, творческий путь которого начался в 1885 году и завершился в 1944 г., когда маститый художник скончался в возрасте восьмидесяти четырех лет.

Для Самокиша, как и для других крупных xудожников-анималистов, изображение животных не было самодовлеющим занятием. Анималистическая тема переплеталась в его искусстве с сюжетами и темами широкого общественного значения. Он известен, прежде всего, своими историческими или точнее, батальными — военно-историческими произведениями. Но вспомним, какую 6oльшую роль в прежних войнах, особенно в героических сражениях гражданской войны, — которой Самокиш посвятил немало полотен, — какую значительную роль играл боевой конь! Без изображения коня не могло быть правдивого изображения исторических битв, конь был необходимейшим атрибутом батальной картины. И любовь художника к этому прекрасному животному выражалась в умении показать слитность человека и коня в боевом порыве, в виртуозной передаче самых сложных ракурсов и движений, раскрывающих энергию, силу, грацию животного.

Н. С. Самокиш родился в 1860 году на Украине в семье бедного почтальона. Еще в раннем детстве, когда ему удавалось рассматривать «картинки» в иллюстрированных журналах, которые разносил отец, его, как и большинство мальчиков, особенно восхищали сцены сражений.

Мальчик сам ездил верхом, водил лошадей в ночное. Особенно любил бег коня. Дед рассказывал ему множество преданий о свободолюбивой борьбе запорожских казаков. Так подготовлялась почва, на которой затем расцвел талант баталиста и анималиста.

Увлекаясь иллюстрациями, юноша мечтал создавать картины. Но, не зная, как к этому подступиться он начал копировать — сперва журнальные иллюстрации, а позднее картины, которые он видел в лицейской галерее города Нежина, куда родители, собрав скудные средства, отправили сына учиться. Мечта стать художником целиком овладела ил к тому времени, когда он кончал гимназию. Вопреки воле отца он уезжает в Петербург в Академию художеств.

  рисунок Самокиша
Напуск гончих

В Академии окончательно определились наклонности художника. По окончании общих классов он переходит в батальную мастерскую. Он ищет пути к правдивому, жизненному искусству. Батальная картина представляется ему как повесть о героизме и подвигах народа. Совет Академии присуждает Н. С. Самокишу в 1885 г., по окончании Академии, большую золотую медаль и заграничное пенсионерство за картину «Русская кавалерия возвращается после атаки под Аустерлицем». За границей Самокиш изучает величайшие памятники мирового искусства и совершенствует мастерство.

Он возвращается в Россию в 1888 г. прекрасно подготовленным, широко образованным художником и создает три большие картины на сюжеты Кавказской войны 70-х годов для Тифлисского военно-исторического музея. В 1890 г. тридцатилетний художник получает звание академика за чудесное полотно «Табун на водопое».

В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже Самокишу присудили медаль за другое полотно, тоже посвященное коню. Это была «Четверня на повороте», картина, принадлежавшая другу художника и отправленная на выставку даже без его ведома.

Он иллюстрирует очерк Сергея Атавы из охотничьей жизни и рассказ Л. Толстого «Холстомер», множеством рисунков и украшений (виньеток) Самокиш сопровождает роскошное четырехтомное издание, посвященное истории охоты на Руси.

Н. С. Самокиш как анималист создал много рисунков на темы охоты. Он иллюстрировал четырехтомное издание «Великокняжеская и царская охота на Руси». Картины, рисунки Самокиша воспевают поэзию русской охоты. Нельзя без волнения смотреть зарисовку «Охота с ловчей птицей». Всадник скачет на прекрасном коне, догоняя хищника, который вот-вот схватит зайца. А сколько в книге великолепных рисунков, заставок: «Глухарь на суку», «Лось», «Сокол» и другие.

Самокиш подчеркивает своеобразие старинных костюмов, удаль и выправку охотников. Зато внимание художника, а вслед за ним и наше, приковано к изображению охотничьих собак. Гончие псы шумной сворой, с высунутыми языками несутся, обгоняя стремительно скачущего верхового. Красуясь всеми своими статями, натягивает поводки пара разгоряченных борзых; а вот, — быть может они же? — распластавшись по воздуху нагоняют очумевшего от ужаса зайца.

  рисунок Самокиша
Борзятник

Все это исполнено с филигранным мастерством в трудной и сравнительно редкой технике перового рисунка. В этом журнале, на вкладке, воспроизводятся четыре рисунка Н. С. Самокиша: борзятник, охотник с соколом, напуск гончих и травля зайца. По этим рисункам можно судить о мастерстве художника, который в совершенстве знал охоту.

В многочисленных графических произведениях Самокиша сказывается огромная наблюдательность художника, его знание животных и любовь к ним, артистическое владение рисунком.

Вехой, обозначившей перелом в творческой жизни Самокиша, была русско-японская война 1904—1905 гг., в которой он принял участие в качестве художника-корреспондента. На фронтах Маньчжурии он вплотную соприкоснулся с действительностью. Итогом этой поездки явилось множество рисунков и ряд картин, изданных в альбоме, с отрывками из дневника художника.

Позднее он писал: «В своих прежних, дореволюционного периода картинах и рисунках я старался передать и изобразить не только внешнюю парадную сторону войны, но и вскрыть внутреннюю глубокую трагедию тех миллионов рядовых участников, которые втянуты в водоворот войны против своего желания».

Тяжелый недуг заставляет художника покинуть Академию и Петроград и накануне революции он уезжает в Евпаторию для длительного лечения. Там он с радостью встретил Великую Октябрьскую социалистическую революцию.

  рисунок Самокиша
Охотник с соколом

Обосновавшись после освобождения юга России от белогвардейщины на своей родной Украине, престарелый художник пишет ряд картин, посвященных важнейшим эпизодам гражданской войны на юге. В начале тридцатых годов Самокиш создает серию военно-исторических картин, посвященных свободолюбивому движению украинского народа, и продолжает одновременно работу над капитальными картинами из истории гражданской войны, в частности над большой композицией посвященной взятию Крыма, героическому переходу через Сиваш. В этом произведении, удостоенном в свое время одной из первых Сталинских премий, наиболее ярко сказались самые сильные стороны творчества Самокиша — ощущение подлинно исторического масштаба событий, умение сконцентрировать и обобщить в центральном эпизоде композиции суть и смысл изображаемого, удивительное ощущение динамики боя.

В черную годину нападения гитлеровцев на нашу Родину, на восемьдесят первом году жизни. Самокиш средствами своего искусства участвует во всенародной борьбе, — он рисует плакаты, призывающие к уничтожению захватчиков.

Творчество этого талантливого самобытного художника — столетие со дня рождения которого отмечает в 1960 году советская и художественная общественность. — явилось существенным вкладом в отечественное искусство.

В. Г.


Журнал «Охота и охотничье хозяйство» №9 , 1960г.


Другие новости сайта borzoi.org.ua

27 янв, 2009 | Helena


« Предыдущий - Следующий »
---------------------------------------------

Комментарий

Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Регистрация не обязательна!

Оставить комментарий

Для комментирования вы должны зайти как пользователь

Категории

Поиск

Реклама