Добавить в закладки

История охотничьего костюма в России. Часть ІІ

  иллюстрация


Неотъемлемой частью как княжеского и боярского, так и крестьянского костюмов была шапка. Русские шапки представляли собой различные варианты колпаков из сукна либо войлока. Они могли быть высокими и низкими, с околышем или без него.

Одежду знати, которую мы часто можем видеть на летописных миниатюрах или памятниках иконописи, дополнял небольшой византийско-римский плащ «корзно», напоминающий античную хламиду и имевший прямоугольную пли округлую форму. Плащ накидывали на левое плечо, а на правом застегивали пряжкой-фибулой. Как правило, свисавшие концы плаща прикрывали колени. Некоторые плащи накидывали па оба плеча и застегивали спереди под подбородком. Дополнением к мужскому костюму служили воротники-«ожерелья», нарукавья, а также особый мешочек-кошелек — «калита», который подвешивали к поясу. Последний, таким образом, играл у наших предков роль карманов.

Основными материалами для изготовления охотничьей (как, впрочем, и любой другой) одежды на Руси служили ткани изо льна, конопли, шерсти, а также кожа и мех пушных зверей, причем для лучшего сохранения тепла верхняя одежда из меха чаще всего надевалась мехом внутрь. Археологические раскопки дают нам возможность убедиться и в том, что в Древней Руси не наблюдалось особенных различий в покрое одежды у разных социальных слоев: одежда князя и смерда различалась в основном лишь качеством ткани и сортом меха. О том же говорят и свидетельства летописцев. Например, князь Святослав не отличался одеждой от простого ратника. При встрече с византийским императором Иоанном Цимисхием на берегу Дуная в 971 г. он немало поразил его своим внешним видом: на князе была простая белая одежда, как на любом из его воинов, лишь в ухе — серьга, украшенная рубинами и крупной жемчужиной.

Костюм и доспехи русских воинов, которыми широко пользовались и охотники на крупных зверей, существенно отличались от западно­европейских. Характер военного костюма определялся вооружением постоянных противников — степных кочевников. Русские воины поверх обычной одежды надевали сравнительно короткую, не доходившую до колен кольчужную рубашку, имевшую короткие рукава и боковые разрезы внизу, облегчавшие посадку на коня. Кольчуга надевалась через голову и у ворота спереди имела надрез. Обычно ее подпоясывали. Так как кольчужный доспех был очень дорог, простые воины вместо него обходились «куяком» — кожаной безрукавной рубахой с нашитыми на нее металлическими бляхами.

Необходимой принадлежностью воинского снаряжения был шлем — «шелом». Типично русским был остроконечный шлем — «луковица». У русских шлемов никогда не было забрала, но зато присутствовала «бармица» — кольчужная сетка, прикреплявшаяся к шлему изнутри, спадающая на спину и плечи и застегивающаяся под подбородком.

Средством защиты служили щиты миндалевидной формы, которые держали в руках за­остренной стороной вниз. Делали такие щиты из дерева, обтягивая затем кожей или оковывая железом. В центре щиты обычно имели круглую металлическую бляху.

Вооружение русских воинов да и охотников составляли: обоюдоострый меч, сабля, копье-рогатина, короткое металлическое копье-сулица, кистень (оружие, состоящее из древка и прикрепленной к нему на цепи гири), а также топор, лук и стрелы. Вооруженных ими охотников мы видим на произведениях В.М. Васнецова и Н.С. Самокиша, выполненных в качестве иллюстраций к изданному Н.И. Кутеповым первому тому сборника «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» и являющихся отличным примером исторической реконструкции древнего костюма.

Последующие века и влияние восточных традиций, усилившееся с началом монголо-татарского ига, несколько видоизменили русский костюм, привнеся в него ряд несвойственных ранее деталей. Ставший еще более экзотичным для взгляда европейских путешественников, он, тем не менее, продолжал сохранять и уже знакомые нам черты.

Основой мужского костюма по-прежнему оставалась рубаха. По длине она доходила до колен и имела у ворота разрез — либо посередине груди, либо сбоку (косоворотка). Воротника рубаха не имела, но к нарядной рубахе пристегивался неширокий круглый воротник-»ожерелье», а вокруг кисти рукав скрепляли запястьем. Ожерелье и запястье были сделаны из дорогой ткани и богато расшиты жемчугом и каменьями. Рубахи шили из льняных и хлопчатобумажных тканей, а также из шелка.

В народном костюме рубаха была верхней одеждой, а в костюме знати — нижней. Существовала также «горничная» рубаха, всегда шелковая, которую бояре носили дома, в горнице.

Рубахи были разных цветов, чаще белые, синие и красные. Носили их навыпуск и подпоясывали нешироким поясом. Молодые мужчины подпоясывали рубаху по талии, а пожилые — несколько ниже, делая напуск над поясом, благодаря чему складывалось впечатление более полной фигуры. Обычно рубаха имела длинные узкие рукава. Для свободы движений в пройму под мышкой вшивали четырехугольный кусок ткани — «ластовину». На спину и грудь рубахи подшивали подкладку, так называемую «подоплеку» (отсюда пошло выражение «подоплека», т.е. внутренняя сущность того или иного дела).

Необходимой принадлежностью мужского костюма оставались и порты. Форма их почти не изменилась с домонгольского периода: они были по-прежнему узкие, без разреза и крепились на том же шнурке — «гашнике». Знатные люди носили по двое портов, причем верхние были обычно суконные или шелковые. Зимой порты могли быть на меху.

Поверх рубахи обычно надевали зипун, в народе называвшийся «азямом». Это была легкая, скорее домашняя одежда, которая для крестьян служила верхней. Бояре носили зипун лишь дома, а молодежь летом часто надевала зипун и при выходе на улицу. Зипун — распашная одежда, которая застегивалась встык, то есть без запаха. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава, внизу застегивавшиеся на пуговки. Зипун, как и рубаха, не имел воротника, и обычно к нему пристегивали воротник-«ожерелье». Вокруг талии он опоясывался.

Поверх зипуна богатые люди частенько надевали кафтаны. Это — распашные одежды, расширявшиеся книзу за счет клиньев, вшитых в боковые швы. Кафтаны обязательно закрывали колени, но были не длиннее, чем до щиколотки. Знатные или пожилые люди носили кафтаны дома, но молодежь надевала их и на улицу.

Алексей Оболенский


"Охота и рыбалка" №4, 2010


Часть І
Часть ІІІ отсутствует
Часть ІV


Другие новости сайта borzoi.org.ua

15 апр, 2010 | Helena


« Предыдущий - Следующий »
---------------------------------------------

Комментарий

Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Регистрация не обязательна!

Оставить комментарий

Для комментирования вы должны зайти как пользователь

Категории

Поиск

Реклама