Добавить в закладки

Оценка резвости зайца

Фото Александра Кашкина
Фото Александра Кашкина

Произошло это ночью в бескрайних степях юга Ростовской области.
От села, где мне устроили баню, до места нашего пристанища надо было ехать проселками километров десять. Только я успел вырулить за околицу и разогнаться по накатанной грунтовке, как в свете фар появился русак. Вот так повезло! Наконец-то мне представился случай объективно оценить скорость бега степного русака, а не полагаться на чужие наблюдения, домыслы и свои собственные эмпирические оценки.

Это я к тому, что в журнале «Охота и Рыбалка ХХI век» (№ 10, 2008) печаталась моя статья «К вопросу оценки резвости борзых». В ней рассуждения об оценке резвости борзой на испытаниях по «Ориентировочной шкале расценок» существующих правил были завязаны на оценке скорости русака. Позволю себе привести цитату: «Теперь по скорости русака. Здесь сложнее. Никто ее в идеальных условиях стадиона с помощью фотофиниша и даже секундомера не определял. В различных источниках приводятся неодинаковые показатели скорости его бега. В основном это 50–60 км/час, изредка 50–70 км/час и даже до 80 км/час. С другой стороны, для получения борзой 30-ти баллов за резвость взрослый русак должен бежать со скоростью не более 70:1,5 = 46,6 км/час (70 – максимально возможная скорость, развиваемая борзой в полевых условиях; ранее в тексте статьи приводились наивысшие достигнутые скорости борзых на прямой, зафиксированные фотофинишем в идеальных условиях на кинодромах: ~ 72 км/час). Не русак, а инвалид какой-то!».

Многим доводилось ночью в степи на машине гнать русака по дороге. Приходилось при этом и смотреть на спидометр. Однако доверять показаниям спидометра при оценке скорости зайца не стоит. Я, например, совершенно точно установил, что спидометр моей машины показывает на 4 км/час больше, чем спутниковый навигатор. Впрочем, не только у моей машины такое отклонение. По многочисленным сообщениям в сети Интернет погрешность спидометров составляет примерно 3–6 км/час по отношению к показателям различных спидометров. В то же время, показатели спутниковой навигации вполне сопоставимы с замерами наших бдительных работников ГИБДД. Это тоже проверенные данные.

Навигатор у меня был включен, так что грех было не воспользоваться представившейся возможностью. Заяц бежал по дороге, явно не торопясь, уши торчком. Многим известно, что если у зайца уши не заложены, то он бежит не в полную силу, а прогуливается, так сказать, разминается. Я начал увеличивать скорость. 40 км/час – русак с поднятыми ушами, не подпуская ближе машину, продолжает бежать в свете фар. Ладно. Очень плавно довожу скорость до 45 км/час – бежит впереди, расстояние до машины выдерживает, уши не закладывает и с дороги не уходит. Также плавно продолжаю еще прибавлять. Расстояние до зайца начинает мало-помалу сокращаться. Русак ближе, ближе, но бежит все так же спокойно с поднятыми ушами. Наконец ему это надоело, и он с дороги прыгает в поле, только я его и видел. На навигаторе цифры 47 км/час.

Однако не проехал я и пары сотен метров, как в лучах фар замелькал «цветок» еще одного русака. Сбавляю скорость и повторяю эксперимент. Та же картина, что и с первым «подопытным». До 45 км/час заяц вальяжно следует под фарами на выбранной им дистанции с ушами торчком, а при дальнейшем увеличении скорости до 48 км/час считает за благо скрыться в темноте.

Это не все. Вскоре в лучах фар появляется третий «испытуемый», а после его исчезновения в ночном поле и четвертый. Оба они дают возможность не спеша и аккуратно замерить скорость их спокойного бега, и оба предпочитают ретироваться при скорости более 45 км/час. Они «сходили с дистанции» при 47–49 км/час. Полагаю, совсем не будет преувеличением предположить, что когда русак выкладывается, бежит в полную силу от настигающих его борзых (уши его при этом, разумеется, заложены), то развивает скорость как минимум на 10 км/час больше. Ну пусть даже на 5 км/час, все равно это полностью подтверждает оценку скорости русака во время травли борзыми, данную мною в вышеупомянутой статье: «Наиболее достоверная величина скорости русака 50–60 км/ч. Для расчетов возьмем ее среднее значение – 55 км/ч».

А это значит, что исключительно резвая борзая не может сделать угонку взрослому здоровому зайцу-русаку при нормальных условиях испытаний ближе 3-4 дистанций пуска. И все работы собак с угонками на 1-2 дистанциях требуют при их расценке тщательного анализа.
Сергей Матвеев



"РОГ" №30, 2011г.


Другие новости сайта borzoi.org.ua

19 июля, 2011 | Helena


« Предыдущий - Следующий »
---------------------------------------------

Комментарий

Всё абсолютно правильно, но есть некоторые но, при которых все эти показатели кардинально меняются.
Во-первых, понятие взрослый заяц, достаточно растяжимое понятие. Как правило, на высокие дипломы ловятся не пуганые зайцы до трёх кг, наверняка этого же года рождения, которые никогда не видели собак и сразу не развивают максимальную скорость. В начале 90х годов в Гуляй Поле, я наблюдал интересную картину. Заяц, после подъема, при скачке постоянно оглядывался, первую угонку собаки делали очень быстро, а тогда были, почти, одни псовые. И только на третий день, такое впечатление, что сработало радио, русак сходу зажимал уши и гнал во весь опор.
Во-вторых. Наверно самое главное. Все параметры засекались, когда заяц был на ходу и время разгона никто не учитывает. Простой пример, кто пускал собак в угон, когда заяц хорошо разогнался, прекрасно знают, какие две-три дистанции, дай бог, на пяти-шести догнать. Время разгона грея гораздо быстрее, и на дистанции 25-30м, это огромный показатель и фора. Как у Феррари и таврии.
И последнее. Не нужно забывать об охотничьих качествах собаки. Есть такое понятие, бросок. Наверно он длится на дистанции 10-20 метров, никто этими параметрами никогда не занимался и скорость не измерял, а было бы интересно всё это просчитать. Для этого нужна специальная техника. Может здесь скорость за сто, отрезок то очень короткий. Что, никто не видел, когда складывается впечатление, заяц стал, а собака летит. Люди, с испугу, шестиметровые заборы перепрыгивают.
Наверняка, можно ещё обосновать и другими показателями. Плохо спал, переел, плохое самочувствие и пр., но наверно эти три показателя главные. Так, что не всё можно объяснить, только физико-техническими данными. Кто видел, как работали первые греи из «Вольного ветра». Подъём 25-40м и заяц, буквально, сметался, как стоячий, до двух дистанций. Собака скакала, земля дрожала.
Вот и всё, уважаемый коллега.

чигаев - 21 июля, 2011 - 13:42:58
--------------------------


В интернете есть скачки борзых на кинодроме.берете секундомер(на мобильном)и засекаете время скачки ,дистанция известна,ивычисляете скорость.Даже можно расчитать время разгона до оптимальной скорости.Потом берете наши полевые сьемки и считаете сколько секунд длилась скачка до первой угонки и определяете по средней скорости дистанцию.А потом сравниваете с оценкой экспертов .которые дистанцию определяют на глаз .и вам станет ясно на сколько дистанций они "ошиблись".

sewer - 21 июля, 2011 - 15:27:42
--------------------------


sewer, спасибо, конечно, за совет. Но это все теория...
Может на практике покажите, как использовать Ваш метод определения "ошибок"?
На youtube можете выложить видео с испытаний и, имея расценки, на реальном примере расскажите нам, как определить, насколько "ошиблись" эксперты.
Жду с нетерпением.

Helena - 21 июля, 2011 - 15:54:12
--------------------------


Да все просто, предположим скорость псовой 17м/с(это очень хорошая псовая должна быть) смотрим секундомер камеры от начала и до первой угонки и количество секунд умножаем на 17 и получаем общую дистанцию до первой угонки, потом берем отчет эксперта можем взять Ваш, Елена, смотрим дистанцию подъема зайца в метрах и умножаем на количество дистанций до первой угонки , полученные расчеты сверяем ...

Теоретик - 22 июля, 2011 - 09:29:47
--------------------------


Скажу Вам больше, это очень хорошего грейхаунда скорость!
Хочу практический пример с видео!!!

Helena - 22 июля, 2011 - 13:40:50
--------------------------


Молодец Теоретик !!!!!!!!сразу все понял !!!!Helena .даже если брать 15 м.с за 6 секунд 90 метров(это скорость псовой) ,а 17 м.с за 6 секунд 102 метра(скорость грея).Получается погрешность в 12 метров но никак у нас одна -две дистанции.Простая математика .Предлагаю опробовать на испытаниях .

sewer - 22 июля, 2011 - 17:09:04
--------------------------


ООО "РОСТОВСКИЙ ИППОДРОМ"
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ
10 мая 2009 г. ВОСКРЕСЕНЬЕ 2 -й день
Погода солнечная, круг легкий, температура воздуха + 20оС

Забег 1
3. Суки грейхаунды
Дистанция 325 метров
1 ЛАРА КРОФФ - с., черн.
(Тувумба Лед /Toowomba Lad/(Австралия) - Файерлайн Меди Грас/Fireline Mardi Gras)
вл. Яцкин А. Сальский р-н 21.200
2 АВРОРА 21.210
3 ДИАНА 21.300
4 НИКА 22.000
5 СИМОНА 23.000
6 ДАЯНА 25.000
1забег-выдача на 1рубль-орд-3,дв.экс -5,тр экс-26.

Забег 2
4. Кобели до 1,5 лет
Дистанция 325 метров
1 ДЕМА - к., тигровый
(Рашн Стандарт (Степа) - Ада)
вл. Соломатин В. Кагальницкий р-н 21.000
2 ПЕЙС 21.100
3 НОРД 21.300
4 МАКС 22.000
5 МАКСИМ 2 22.800
6 КРЕЧЕТ 23.300
2забег-выдача на 1рубль-орд-3,дв орд-19,дв экс-8,тр экс-28

Забег 3
5. Кобели и суки старше 1,5 лет
Дистанция 325 метров
1 АТАМАН - к., палев.
(ЛИДЕР - Дина)
вл. Афанасьев А.М. Ставропольский край 21.511
2 МАЛЫШ 21.515
3 ФИОНА 2 21.555
4 ДРОН 21.715
5 ЖАЗЕЛЬ 21.996
6 КАРМЕЛЬ 23.138
3забег-выдача на 1рубль-орд-6,дв орд-18,тр орд-156,дв экс-13,тр экс-52.

Забег 4
6. Суки грейхаунды до 1,5 лет
Дистанция 325 метров
1 СПИКЕРФОН - с., тигровый
(Тувумба Лед /Toowomba Lad/(Австралия) - Сафари Трофи)
вл. Соломахин В. Кагальницкий р-н 20.640
2 ЦЫГАНОК 21.101
3 БРЫЗГА 21.520
4 ЦЫГАН 22.098
5 ПРИМА 22.256
6 СУЛТАН 2 22.631
4забег-выдача на 1рубль-орд-2,дв орд –32,тр орд–189,дв экс-31,тр экс-156. .

Забег 5
7. Кобели и суки грейхаунды
Дистанция 325 метров
1 ФЛЕШ 2 - к., Красный с белым
(Ванвер Винстона/Wunver Winston/BRI/ - Фери из Вольного Ветра)
вл. Маркин Андрей Целинский р-н 19.954
2 БЛЭК ДЖЕК 20.261
3 БИГ БЭНГ 20.346
4 БОСТОН 20.977
5 САРМАТ 21.062
6 АЛЯСКА 21.107
5забег-выдача на1 рубль -орд-2,дв орд-44,тр орд-694,дв экс-12,тр экс-94.

Забег 6
8. Суки грейхаунды
Дистанция 325 метров
1 ЛАЙМА - с., черн.
(Мунлайт-ХантерМиднайт Оил /Moonlight-Hunter Midnig - Тет-а-Тет)
вл. Хиабахян В.Х. г.Ростов-на-Дону 20.090
2 САМБА ПА ТИ 20.546
3 ФРЕНДА 20.969
4 ВАРВАРА 21.075
5 БАУНТИ 21.151
6 РЕД СТАР 21.381
6забег-выдача на 1рубль-орд-8,дв орд-25,тр орд-341,дв экс-15,тр экс-52.

sewer - 22 июля, 2011 - 17:35:56
--------------------------


По этим данным можно примерно оценить скорость грея .

sewer - 22 июля, 2011 - 17:40:12
--------------------------


Что сказать, тёмные люди. Почему Вы берёте усреднённую скорость на дистанции 300-400м. Вопрос в 30-40м, т.е. на дистанции в десять раз короче и вся Ваша физика и химия до лампочки. Да за секите свою скорость на дистанции 10м и она будет под СОРОК км в час, а может быть и выше. Зря я влез сюда, ребята учитесь в школе и пожалуйста не суйтесь туда, где Вы тёмные люди. Для начинающих. Ребята, пожалуйста, начинайте выдвигать все свои теории, скажем, через лет пять. Ну не показывайте себя идиотами, простите за грубость.
Для Лены. Зря ты поставила статью именно этого автора. У нас и своих "Наполеонов" хватает. Ты же умный человек и сама неоднократно видела, как не только греи но и псовые доставали зайца на двух дистанциях.
И ещё. Пацаны постав те грея на дистанцию в 10км и Вы получите ср. скорость 5км в час, то есть, скорость пешехода. Будьте здоровы теоретики, тренируйте собак. С Уважением.

чигаев - 24 июля, 2011 - 12:54:07
--------------------------


По поводу выбора статей для сайта не поняла.
Какое отношение это имеет к нашим "наполеонам" и к тому, что я видела? Кстати, псовых с такой резвостью не встречала.
А на главной стараюсь размещать новые публикации из СМИ, которые касаются борзых и охоты с ними, независимо от их авторской принадлежности.

Helena - 24 июля, 2011 - 15:49:21
--------------------------


Согласен с Чигаевым. Мой знакомый, ночью на трасе сбил зайца при скорости 110км.При скорости 90км. он его не догонял.
Американцы проводили соревнования,между греем и почтовым голубем который был научен лететь над землёй по прямой.
Скорость голубя соответствовала 112км.ч. на стометровке.Грейхаунд три раза пришол первым!

Мираж - 24 июля, 2011 - 19:11:52
--------------------------


Мираж, 30м/с - это уже перебор! :-D

Helena - 24 июля, 2011 - 19:50:43
--------------------------


Ваш знакомый немного заливает.Самое быстрое на земле млекопитающее-гепард,развивает скорость 100-120км/ч.

Лёша - 25 июля, 2011 - 10:46:45
--------------------------


Чтобы уверенно бить зайца авто нужен запас в 20-30 км ч.
60 км заяц валит по дороге проселочной. По пахоте, извините, не мерял.
С ув. Арис

Арис Штэйн - 25 июля, 2011 - 16:58:14
--------------------------


Мой знакомый не заливоет, он далёк от охоты и борзых. А вот я,немного от себя добавил, на счёт стометровки голубя и собаки, извените.
Там было написано: голубь пролетал дистанцыю со скоростью 112км.ч. и грей 3 раза пришол первым. Дистанцыя не указывалась. Ну я думаю там было не 600 метров.
Теперь по поводу гепарда.
Я думаю,его скорость измеряли на броске, а кто измерял бросок псовой?
Я подозреваю что 98% борзятников не видели броска у псовой,а я имел таких собак,и не однократно наблюдал этот выстрел.
Так что если бы удалось измерить скорость броска у псовой,а только этой породе он присущь, то я думаю,гепард был бы гдето рядом.

Мираж - 25 июля, 2011 - 19:34:44
--------------------------


А вообще ваш знакомый молодец,что того скоростного зайца сбил.А то ведь он мог оставить после себя не менее,а то и более скоростное потомство(которые бы бегали 120-130км/ч).И тогда не то что первые дипломы,трёшки бы собаки заработать не смогли.А гепард бы такому поколению зайцев даже в пыль не попадал.

Лёша - 25 июля, 2011 - 23:13:44
--------------------------


Лёша, мне понятен твой сарказм, но, читай внимательно что я пишу.
Заяц бежал наверное чуть быстрее 90км.

Мираж - 26 июля, 2011 - 21:02:07
--------------------------


Подтверждаю. Гнал вчера зайца по проселочной на мото, около 90 ушёл в сторону. Трудно точно замерять, по приборам 90 минус погрешность, все верно.

Арис Штэйн - 27 июля, 2011 - 11:03:29
--------------------------


Да тут ведь дело-то не в том, с какой скоростью может бежать заяц или борзая, а в том, что приведённый Матвеевым в опубликованной заметке случай, вообще НИЧЕГО не доказывает :) То, что заяц может развить скорость 45км/ч, по-моему, и так всем известно. То, что перед "набором скорости" он закладывает уши - то же все охотники знают. Скорость разогнавшегося и заложившего уши русака Матвеев не мерял... А о чём тогда статья? Да и называть скорость русака резвостью для эксперта, по-моему, не комильфо.

Alexey - 27 июля, 2011 - 11:14:38
--------------------------


Согласен. 50 км ч это так разминка. Лиса 47 по пересеченке легко идет. Да если не ошибаюсь человек может развить 40 км ч. Борзая вдвое, думаю.

Арис Штэйн - 27 июля, 2011 - 11:48:57
--------------------------


Alexey, соглашусь с Вами по поводу используемой терминологии.
А по поводу статьи скажу: мне показалось, автор хочет подвести нас всех к тому, что собаки, которая способна сделать зайцу угонку на 1-2 дистанциях существовать не может, если принять скорость зайца за 50 км/ч.
Я уже не говорю о зайцах, мчащихся со скоростью 90км/ч...

Арис Штэйн, Усейн Болт может и пробежит метров 100 с такой скоростью, а Вы врядли...

Ко всем спорящим!
Если ваши собаки бегут 20м/с, то что вы все до сих пор делаете в Украине, штурмуйте ирландские кинодромы!

Helena - 27 июля, 2011 - 12:56:11
--------------------------


Helena, стартовая скорость зайца гораздо ниже 50 км/час в любом случае. Поэтому нет ничего удивительного, что сумевшая разогнаться собака, в состоянии достать русака, не успевшего набрать скорость, на 1-2 дистанциях.

Alexey - 27 июля, 2011 - 13:12:36
--------------------------


Я не меряла, поэтому спорить по этому поводу не буду. :-)
Стартовая скорость борзой тоже ведь не мах.

Helena - 27 июля, 2011 - 13:21:51
--------------------------


Так и никто не мерил ;) Поэтому и все рассуждения о ней, а уж тем более - попытки "привязать" эту скорость к оценке резвости собаки в поле - от лукавого, IMHO :)

Alexey - 27 июля, 2011 - 13:31:46
--------------------------


Helena, понятно что 40 км ч осилят не все люди. Как показать что заяц бежит гораздо быстрей? Камеру поставить и спидометр снять? 8 месяцев борзая легко бежит 40 км ч на протяжении 3 км.
Не задавался целью измерять максимальную скорость, надо попробовать.

Арис Штэйн - 27 июля, 2011 - 14:31:15
--------------------------


Ради смеха померял собственный забег. 100м = 11.2 с.
Так что я более 30 км ч выходит. Заяц накажет.

Арис Штэйн - 27 июля, 2011 - 14:44:21
--------------------------


А в чём вообще прикол спора,того с какой скоростью бежит заяц?40-50-60-70км/ч,главное ведь чтобы собака его словила.Тем более,что по прямой у него одна скорость,а после нескольких угонок,другая.

Лёша - 27 июля, 2011 - 21:57:36
--------------------------


И ещё я думаю,через день другой нашего обсуждения,зайцы у нас под 200 чухать будут.

Лёша - 28 июля, 2011 - 01:22:23
--------------------------


У нас зайцы больше 60км/ч не бегут по грунтовке. При скорости 70км/ч машина быстро догоняет зайца. Допускаю 60км это максимум когда он у бампера, а может и меньше. Конечно можно догнать при 160км/ч, тогда скорость зайца будет казаться около 100.

Юра Швец - 30 июля, 2011 - 11:09:09
--------------------------


А мне не ясно, почему все уперлись в цыфры, когда автор явно отметил, что иногда поимки до 2-х угонок сомнительны??? Зайка храмой или подранок, например, ведь может быть??
Да, испытания лотерея, да кому-то повезло, но как? Наверное, тогда, Вячеслав Рыков был прав, когда предложил давать диплом 1-й степени до 5-й угонки, мало ли чё там.............

Наблюдатель - 09 авг., 2011 - 22:26:03
--------------------------


Пардон, до 2-х дистанций! Это важно.

Наблюдатель - 09 авг., 2011 - 22:28:24
--------------------------


Оставить комментарий

Для комментирования вы должны зайти как пользователь

Категории

Поиск

Реклама